В настоящее время все больше родителей волнует вопрос готовности ребенка к обучению в школе. Так как готовность к обучению в школе помимо интеллектуального развития, подразумевает и развитие воображения, творческого потенциала, то декоративное рисование выступает помощником в развитии мелкой моторики рук, а опыт рисования ребёнка используется в методике обучения первоначальному письму. К сожалению, сейчас наблюдается рост количества детей с пониженной концентрацией внимания при реализации своего творческого потенциала, что ведет к снижению развития творческих способностей и обучаемости. Для того, чтобы заинтересовать ребенка можно попробовать нетрадиционные техники рисования, которые в последнее время набирают популярность –дудлинг и зентангл.
ДУДЛИНГ (от английского doodle – бессознательный рисунок) – это рисование с помощью простых элементов (кружочков, закорючек, ромбиков, точечек, палочек и пр.). В этом и состоит лёгкость. Однако из этих простых элементов могут складываться сложнейшие композиции, поражающие воображение.
Для того чтобы познакомить детей с техникой дудлинга на начальном этапе уместен самый простой вариант –воспользоваться раскраской или контуром животного, цветка, птички (чего угодно), нарисованного по трафарету, и предложить ребёнку заполнить его простыми элементами. Для создания узора используйте такие элементы как:
-геометрические фигуры: кружки, квадратиками, треугольниками;
-знаки и символы: крестики, запятые, прерывистые и изогнутые линии, двоеточия.
Затем можно усложнить задачу – предложите ребенку разбить рисунок на части и заполнить их разными узорами, или предложите по-разному заполнить одинаковые изображения животных, предметов и раскрасить их акварельными карандашами или фломастерами, выделяя каждый элемент узора, стараясь, чтобы близко расположенные элементы не повторялись по цвету и фактуре. Так как получившиеся изображения имеют большое количество мелких деталей и требуют больших временных затрат, предложите ребенку разграничить нагрузку: растягивать рисование одного изображения на несколько дней, максимально уделяя внимания деталям. Нацеливая на то, что чем больше времени и кропотливого труда будет затрачено, тем интереснее и красочнее получится рисунок.
Техника дудлинга позволяет:
-развивать декоративное творчество детей, умение создавать узоры;
-воспитывать самостоятельность, аккуратность в зарисовке мелких деталей изображения,
-выработать у детей усидчивость, трудолюбия, сосредоточенность внимания. Дудлинг, как техника творческой деятельности имеет широкие возможности для изображения предметов и явлений, в совокупности давая возможность отображать действительность многообразно и разносторонне, что является самовыражением ребенка и раскрытием его творческого потенциала.
ЗЕНТАНГЛ (от zen – уравновешенность, спокойствие и rectangle – прямоугольник) является сочетанием медитации и рисования. Традиционно для рисования зентангла используются квадраты 9х9 см. В квадрат помещается какой-либо рисунок, либо он произвольным образом делится на сегменты, которые, в свою очередь, заполняются различными однотипными элементами (точечками, кружочками, ромбиками, на что хватит фантазии).
Зентангл помогает увеличить собранность, концентрацию, способствует психологической разгрузке, внутреннему успокоению, улучшает зрительную координацию и мелкую моторику, а также развивает творческие способности и креативность. Смесь этих двух техник – ЗЕНДУДЛИНГ (Zendoodling) – идеально подходит для занятий с детьми.
Самый простой вариант – воспользоваться раскраской или контуром животного, цветка, птички (чего угодно, нарисованного по трафарету, и предложить ребёнку заполнить его простыми элементами, а потом их раскрасить. Можно усложнить задачу – разбить рисунок на части и заполнить получившиеся сегменты разными узорами. Еще вариант – предложить ребенку по- разному заполнить одинаковые изображения животных, предметов и др. Детям очень нравятся нетрадиционные способы рисования. Это способствует развитию творческого мышления, воображения, креативности, расширению представлений об окружающем мире и, как и обычное рисование, развивает мелкую моторику руки, тренирует мышцы кисти руки, готовит руку к письму.