Данный мастер-класс будет интересен для родителей, педагогов начального и дошкольного образования.
Цель: Расширить знания педагогов в вопросах использования нетрадиционных техник рисования в изобразительной деятельности детей.
Задачи:
– познакомить педагогов с приемами арт-терапии на примере создания открытки с использованием мандалы;
– донести до педагогов важность использования методов арт-терапии в развитии образного мышления, чувственного восприятия, творчества детей;
– рассмотреть раскрашивание мандалы как один из видов изобразительной деятельности и его значение для развития ребенка;
– создать условия для плодотворной творческой деятельности воспитанников.
В настоящее время специалисты по работе с детьми и родители все чаще сталкиваются с неадекватным поведением ребенка, с трудностями детской адаптации к меняющимся условиям. Дети постоянно встречаются с трудными ситуациями и не всегда успешно преодолевают их, поэтому все чаще возникает вопрос, как помочь им устоять перед неблагоприятными воздействиями социальной среды, преодолеть травмирующую ситуацию и совладать с негативными эмоциональными переживаниями. Научить детей сосредоточиваться, успокаиваться может помочь раскрашивание мандал.
Слово «мандала» в переводе означает «круг», «диск». Карл Густав Юнг был одним из первых европейских ученых, кто очень серьезно изучал мандалы. Он пришел к выводу, что метод мандалы – это путь к нашему центру, к открытию нашей индивидуальности.
Мандалу можно встретить практически везде: солнце имеет форму мандалы, растения, которые развиваются благодаря солнечному свету, такие как, например, подсолнух, тоже напоминают мандалу. Работа с мандалами помогает:
– гармонизировать внутреннее состояние;
– создавать и реализовывать свои намерения и цели;
– раскрывать свои творческие способности;
– научиться познавать себя;
– гармонизировать личное пространство;
– наполнять себя позитивными энергиями;
– мандала помогает развить саморегуляцию.
Мандалотерапия – одно из направлений арт-терапии (исцеление искусством). Это естественный и радостный способ улучшения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств, который способствует развитию творчества, художественному и духовному самовыражению детей.
Мандалы для раскрашивания – это самый творческий тип раскрасок, считается, что создание и разрисовывание мандал помогает лучше узнать себя, успокоиться и снять стресс. Как правило, дети раскрашивают мандалу от середины к краю. Это и есть способ релаксации и расслабления. Однообразные действия руки успокаивают и требуют концентрации внимания, тем самым снимают внутреннее напряжение. В этот момент высвобождается психологическая энергия, которую ранее ребенок тратил на неэффективное поведение и напряжение. Ребенок начинает чувствовать себя спокойно, расслабляется. Психологическая защита в виде демонстративного поведения, негативизма, агрессии уступает место креативности, творчеству.
Сегодня мы с воспитанницей предлагаем мастер-класс по использованию мандалы для создания новогодней открытки.
Для создания новогодней открытки нам понадобятся следующие материалы:
– картон синего цвета форматом А4;
– мандалы-раскраски с новогодней или зимней тематикой;
– цветные карандаши;
– надписи «С Новым Годом» на цветном фоне;
– ножницы;
– клей-карандаш;
– конфетти.
Сначала предложите ребёнку несколько мандал-раскрасок с новогодней тематикой на выбор.
Можно объяснить, что одинаковые элементы раскрашиваются одинаково. Некоторым детям такого объяснения вполне хватает. Но можно просто позволить воспитаннику раскрасить так, как он хочет: пусть раскрашивает от края внутрь, или от центра наружу, попробует по часовой стрелке, а затем против, начнёт разукрашивать сразу в нескольких местах.
Необходимо хвалить и подбадривать ребенка в процессе раскрашивания, ведь эта работа требует от него высокой концентрации внимания и усидчивости. Не вмешивайтесь в работу ребенка без его согласия, избегайте комментариев по поводу результата, ребенок будет напряжен и зависим от вашей оценки. Для настоящего погружения в процесс и расслабления необходимо избавиться от агрессивных цветовых и звуковых раздражителей, создать хорошее освещение в помещении. Можно негромко включить медитативную музыку.
По окончании раскрашивания мандалы, её нужно вырезать.
Лист картона сворачиваем пополам и вырезаем круг, немного меньший в диаметре, чем мандала.
Наклеиваем мандалу на внутреннюю сторону открытки, напротив отверстия.
Приклеиваем надпись «С Новым Годом» и украшаем открытку конфетти.
Новогодняя открытка готова!
А вот как справились с процессом создания открытки мои воспитанники.
Надо сказать, что никто не остался равнодушным, мы раскрашивали и создавали открытки в атмосфере доброжелательности. И с какой радостью дети несли свои творения и дарили родителям вечером, уходя домой.